Создание игр

Создание игр своими руками — не это ли мечта каждого, знакомого с компьютерами ребёнка? Но, если создать качественную, современную 3D-игру одному человеку почти не под силу, то плоскую бродилку-стрелялку создать не так уж и сложно. Особенно, если в арсенале есть отличная программа для создания игр без единой строчки кода!

Программа Game Maker (творец игр) предназначена для начинающих игроделов, несведущих в языках программирования, но горящих желанием сделать по-быстрому что-нибудь своё, уникальное и неповторимое. В то же время, в этой программе есть потенциал и для более серьёзных проектов, но, для этого нужно иметь хотя бы начальные навыки программирования.

Если Вы как раз из этой категории начинающих энтузиастов, Вас несоменно заинтересует игровой конструктор Game Maker. Вы можете скачать его и ознакомиться с простым руководством, просто прокрутив эту страницу вниз.

Следует заметить, что Game Maker не является flash-редактором и не предназначен для создания браузерных игр. Если Вам нужен именно флеш, обратите своё внимание на Flash редактор Vectorian Giotto.

Game Maker 8.1.140Серебряная медаль BestFREE.ru

Создание игр Game Maker 8.1.140
Рейтинг:
Размер:
28.5 МБ (инсталлятор)
Интерфейс:Русский/Английский
Платформа:
Windows 2000/XP/Vista/7 32-bit
Обновлено:2012-02-03
Разработчик:
Платный аналог:  





Game Maker 8.1.140

Простой, бесплатный конструктор для создания несложных 2D и псевдо-3D-игр. Прочитав инструкцию, Вы сможете сделать свою первую простую игрушку, всего за пару часов.

Внимание! Приведённое ниже описание работы с программой относится к более ранней версии: Game Maker 7.0.

Задачи геймдизайнераЕсли Вы провели детство, сидя у телевизора и играя в игры на телевизионных приставках (Dendy, Sega и им подобных), то Вам стоит обязательно прочитать эту статью! Почему? Потому что у Вас наверняка возникало чувство, что ту или иную игру надо переделать и сделать еще лучше. Сегодня мы и займемся этим делом. Мы будем создавать собственную компьютерную игру!!!

Но как же? Программировать, ведь, мы не обучены!!! :) Именно для нас с Вами (тех, кому не терпится сделать игру, но не хочется вникать в принципы создания программ) существуют специальные инструменты, которые позволяют наглядно соорудить тот или иной игровой процесс без применения знаний в области программирования. Знакомимся с Game Maker'ом.

Эта программа может помочь нам создать несложную игру, скомпилировать ее и даже распространять в Интернете без каких-либо ограничений. Причем создавать можно не только 2D (хотя их делать проще и быстрее, а главное без знания программирования), но и полноценные трехмерные проекты!

Лучше Game Maker'a может быть только Game Maker Pro (платная версия программы). Давайте посмотрим, чего мы лишаемся в бесплатной редакции.

Сравнение платной и бесплатной версий редактора Game Maker

Функции Game Maker Game Maker Pro
Редактирование спрайтов и включение их в игру + +
Добавка звуков и фоновых изображений + +
Использование скриптов и таймлайнов + +
Добавление видео и анимации - +
Работа с частицами - +
Основные действия с объектом + +
Добавление файлов в готовые игры - +

Если мы доплатим 20$, то получим полностью функциональную среду разработки игр. Однако кое-что можно решить и без покупки лицензии (но тут надо знать внутренний скриптовый язык Game Maker'a). Мы с Вами создадим сегодня простенькую игру, для того, чтобы Вы могли понять принцип работы и реализовать свои более сложные идеи.

Установка гейм-редактора

Но сначала установим Game Maker. Установка происходит с использованием инсталлятора, поэтому Ваша задача — только соглашаться со всем, что Вам предложат (если Вас это конечно устраивает :)). Запустив программу, Вы увидите окно, которое предлагает усовершенствовать Game Maker до Pro версии:

Предложение апгрейда

Чтобы запустить саму программу нажмите на самую нижнюю кнопочку ("Don't Upgrade Now"). Теперь Вы увидите рабочее окно:

Нерусифицированное окно программы

Да, Game Maker — на английском, но в архиве с программой Вы найдете русификатор (а также руководство пользователя на русском и русификатор библиотек программы (хотя они иногда не срабатывают :))). Запускаем русификатор и устанавливаем его в папку с программой. Перезапустим Game Maker и, вуаля, вот он русский интерфейс :):

Русифицированное окно Game Maker


Интерфейс и работа с редактором

Сам интерфейс довольно прост и незамысловат. Вверху расположена панель меню (которой мы зачастую пользоваться не будем :)). Под ней — панель с кнопками управления и создания элементов игры. А ниже — рабочая область, поделенная на две колонки: в левой отображена структура игры, а в правой части будут появляться окна настройки компонентов.

Внимательнее посмотрим на дерево ресурсов игры.

Первая папка — "Sprites" (спрайты), служит для хранения картинок, которые соответствуют героям Вашей игры. Нажав правой кнопкой мыши на этой папке, выберите в меню "Create sprite" (точно так же добавляются элементы во все остальные папки) и сможете нарисовать или загрузить готовую картинку с персонажем.

Папка "Sounds" — предназначена для хранения музыкальных файлов к игре (лучше всего MIDI или MP3 формат).

В "Backgrounds" будем добавлять фоновые рисунки.

Папка "Paths" хранит траектории движения объектов игры.

В "Scripts" Вы можете добавлять собственноручно написанные сценарии для выполнения их в игровом процессе.

В "Fonts" хранятся шрифты, которые Вы желаете видеть при отображении надписей.

"Time Lines" хранит, так называемые, тайм-лайны. Это специальные процессы, благодаря которым, любое событие в игре можно сопоставить с определенным моментом времени.

Папка "Objects" является одной из самых главных. Именно здесь спрайты будут превращаться в персонажей игры и наделяться теми или иными характеристиками.

Не менее важная папка "Rooms". Здесь мы будем хранить информацию об этапах игры.

Под папками находятся еще три пунктика. Последний — "Extension Packages" — в бесплатной версии не работает. Два же предыдущих отвечают за глобальные настройки проекта и информацию, которую будет получать пользователь (хотя его не обязательно заполнять).

Суть программы кратко изложил :), теперь к делу. Для начала Вы можете посмотреть готовые примеры игр (их там четыре), а потом возьметесь за создание своих. Мне, например, пришла в голову идея сделать игру, в которой за определенное время надо уничтожить комаров, которые летают по экрану :). Как реализовать эту идею? Рассмотрим по порядку.

Создание и использование спрайтов (картинок) для игры

Начнем с того, что создадим спрайты к нашей игре, то есть картинки, из которых потом получатся все объекты. Кликнем правой кнопкой мыши по папке "Sprites" и выберем пункт "Create sprite".

Создание спрайта

Спрайт можно нарисовать прямо, не выходя из программы, а можно загрузить уже готовую картинку (как делал я). Картинка должна быть на однотонном или (что еще лучше) на прозрачном фоне (например, в PNG-формате). Если нас не устраивает что-то, после загрузки картинки жмем на кнопку "Редактировать" и переходим к подгонке:

Редактирование спрайта

В этом окне можно настроить размер, применить эффекты и переориентировать изображения. Если же Вам и этого недостаточно, нажмите на иконку с карандашом, и сможете перейти ко встроенному графическому редактору.

Редактор изображений

Когда все поправки внесены, нажимаем зеленую галочку под пунктом "Файл" и возвращаемся к первому окну. Здесь нам потребуется указать, что фон будет прозрачным и установить границы видимого изображения. Для прозрачности поставим галочку в пункте "Прозрачность".

Теперь обратим внимание на рамку, которой обведен наш рисунок. Если она совпадает с границей спрайта, то ничего не надо делать. Если же какая-то часть обрезана, в менюшке "Граница спрайта" изменим положение кнопки с "Автомат" на "Вручную" и отрегулируем положение рамки. Также можно установить для данного спрайта центр. Нажмем кнопку "По центру" и мышью сами установим крестик, который появится, в нужное место.

Подгонка изображения

Создание музыки к игре

Теперь создадим музыкальное сопровождение и графические фоны к нашей игре. Здесь все предельно просто. Находим папку "Sounds", создаем в ней новый звуковой файл и в открывшемся окошке жмем "Загрузить звук". Выбираем заранее подготовленный звук (желательно в mp3 или midi не дольше минуты) и нажимаем "Открыть". Звук добавлен!

Добавление звука

Создание фонового изображения

Точно так же поступаем и с фоновым изображением. Создаем новое, загружаем готовую картинку и жмем "Ok". Единственный нюанс — фоном можно сделать небольшую картинку, которая будет использоваться как тайл. То есть, если не требуется определенный четкий рисунок, а лишь абстрактный фон, то можно применить небольшое по размеру изображение, которое будет многократно повторяться.

Для того, чтобы это сделать достаточно отметить в параметрах изображения галочкой пункт "Фон как тайл".

Добавление фона

Создание объектов игры

Следующий этап — создание из спрайтов объектов игры. Это самый важный и самый сложный момент, так как Вы должны тщательно продумать все взаимосвязи, которые будут происходить между объектами.

В нашем примере игры надо чтобы по экрану летали комары, существовал какой-то интервал времени, по истечению которого игра бы заканчивалась, и существовала мухобойка, которой можно управлять. При этом мухобойка должна изменяться ("рабочее" и "нерабочее" состояние), убивать комаров и при этом добавлять нам очки.

Рассмотрим варианты создания объекта на примере все той же мухобойки :). При создании объект получается "пустым". Чтобы привязать к нему подготовленное изображение, надо выбрать его в окошке "Спрайт", сразу под именем объекта.

Теперь, когда объект готов, приступим к его конфигурированию. Вот, что получилось у меня:

Конфигурирование объекта

Создание игровых событий

Событие "Create" — подразумевает исполнение ряда действий, которые происходят при создании объекта. Здесь у нас есть три действия: начинает играть фоновая музыка, отображается сообщение о том, как играть и запускается таймер. Остальные действия связаны с нажатием и отпусканием клавиш управления.

Например, событие "Press Space" изменяет спрайт нашей мухобойки на спрайт "Мухобойка 2" (имитирует удар), и наоборот "Release Space" возвращает мухобойку в исходное положение.

Вообще, несмотря на ограничения в бесплатной версии Game Maker, возможностей здесь тоже немало. Вы, например, не ограничены в задании событий. Вот те из них, которые можно использовать.

Список событий

О "Создании" мы уже говорили. Противоположное событие — "Уничтожение". В нашем примере его можно применить к комарам (например, при уничтожении добавляются очки). Событие "Сигнал" можно использовать при проектировании неких действий, связанных с определенным временем. "Шаг" используется для программирования действий объектов при передвижении.

Если предметы в игре соприкасаются друг с другом, то при помощи события "Столкновение" можно задать параметры их взаимодействия.

События "Клавиатура" и "Мышь" используют для программирования управления игровым процессом. Для этих же целей используются события "Нажать/Отпустить клавишу". Событие "Рисование" применяется для того, чтобы объекты могли в результате взаимодействия между собой выводить на экран какие-либо графические фигуры. "Другие события" позволяют всячески корректировать действия объекта в той или иной ситуации, либо создавать пользовательские события.

Создание комнат (этапов)

Когда Вы разберетесь с действиями объектов, переходите к созданию комнат. Комнаты это и будут наши этапы игры. При создании комнаты Вы можете задать такие параметры, как имя, заголовок (то, что будет отображаться в углу экрана), размер окна, скорость.

Создание комнат

Также Вы сможете добавить фоновые изображения (в виде тайлов или статической картинки), виды (та часть комнаты, которая отображается в данный момент игры) и объекты. Все это можно сделать за пару кликов мышки.

Добавление объектов в комнату

Использование путей и тайм-лайнов

Заметно расширяет возможности игры использование путей (paths), тайм-лайнов (time lines) и скриптов (scripts). В нашем примере были использованы пути для задания свойств передвижения комаров (для каждой группы свой путь). Создание пути происходит в результате простого указания точек:

Создание путей

Также в примере игры я использовал тайм-лайн для ограничения времени, отводимого на прохождение уровня. Суть его такова: период указывается с учетом не определенного времени, а шагов (1 секунда = около 33 шагов). Поэтому, если хотите использовать данный ресурс, поэкспериментируйте со значением.

В данном случае, я выбрал количество шагов — 400 (около 12 секунд). На последнем шаге программа проверяет количество оставшихся комаров и, если оно равняется нулю, то Вы переходите на следующий этап. В противном случае Вы увидите сообщение о том, что Вы проиграли и игра перезапустится.

Создание тайм-лайна

Вот теперь, когда все готово, можно запустить нашу игру и проверить на ошибки. Нажимаем на зеленый треугольник на панели кнопок, и после компиляции игра будет запущена.

Создание скриптов

Для решения более сложных задач Вам рано или поздно придется писать скрипты. В этом нет ничего сложного, если хорошенько разобраться. Я советую Вам почитать мануал, который находится в архиве вместе с программой — там Вы найдете советы и объяснения касательно скриптового решения той или иной задачи.

Во второй версии игры "Комариный убийца" я использовал скрипт чтобы изменить курсор на спрайт мухобойки. Он выглядит очень просто, всего одна строчка, — {cursor_sprite=object2}.

Готовая игра

Выводы

Создавать игры с Game Maker очень легко и просто, а, особенно, интересно! Как утверждают разработчики и фаны этой программы, на базе ее движка можно реализовать проект любой сложности. Начиная с одноэкранной бродилки и заканчивая трехмерным миром в стиле War Craft — все это можно сделать, освоив Game Maker! Удачи Вам в Ваших начинаниях!

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Если Вы твердо решили заняться разработкой собственной игры, но, хотели бы идти в ногу с прогрессом, то Вам никак не обойтись без хорошего флеш-редактора Vectorian Giotto, который Вы можете скачать по этой ссылке:
Flash редактор https://www.bestfree.ru/soft/media/flash-creation.php



Похожие программы:

Создание флеш игр: Stencyl
Программа для создания флеш-игр без знания языков программирования.
Flash редактор: Vectorian Giotto
Бесплатная программа для создания флеш роликов практически любой степени сложности! Включает в себя практически все необходимые инструменты для повседневной работы с flash и может быть использована как новичками, так и профессионалами.
Создание флеш анимации: Advanced Effect Maker
Бесплатная программа для создания флеш-анимации с помощью готовых апплетов.
3D моделирование: 3D Crafter
Программа для 3D-моделирования и анимации. Программа достаточно проста в освоении (если можно так сказать о программе подобного типа), позволяет создавать достаточно сложные модели достаточно простыми средствами.
Векторный редактор: Inkscape
Редактор векторной графики с открытым исходным кодом — для тех, кому не по карману Corel Draw.
Спецэффекты: Magic Particles
Программа для создания фотоэффектов, которые можно накладывать как на фотографии, так и на видео.
Музыкальный редактор: Audacity
Свободный, простой в использовании звуковой редактор с открытым исходным кодом.
Взлом программ: Resource Hacker
Бесплатная программа для взлома и редактирования ресурсов программ, приложений, библиотек и т.д.





** Задавать вопросы лучше на нашем форуме. Просто зарегистрируйтесь и создайте новую тему.

Полезный совет:



Система проверки ошибок от Mistakes.ru