PUSH-уведомления
B
PUSH-уведомления (от англ. "push" – "толкать, проталкивать") – один из вариантов коротких текстовых сообщений, которые используются, в основном, для доставки информации об обновлениях на тех или иных веб-сайтах. В отличие от, например, RSS-лент, которые относят к так называемой технологии "pull" (рус.: "тянуть"), push-сообщения отправляются не по запросу пользователя, а по команде с сервера.
Для получения push-уведомлений пользователю не нужно устанавливать каких-либо дополнительных программ или пользоваться услугами сервисов-агрегаторов (как с тем же RSS). Механизм их обработки и отображения изначально заложен в большинство современных браузеров как для Windows, так и для мобильных устройств на базе Android и iOS. Всё, что нужно для получения уведомлений – их наличие на сайте и согласие пользователя на их доставку.
В сегодняшней статье мы постараемся рассмотреть все нюансы работы с PUSH-уведомлениями, начиная с вопроса о подписке на них, и завершая темой добавления push-сообщений на собственный сайт.
Мгновенные сообщения с сайтов
Язык: | Русский |
Формат: | |
Обновлено: | 2018-05-13 |
Автор: |
Чтобы мгновенно узнавать обо всех новостях на любимых сайтах, можно подписаться на push-уведомления, которые они рассылают.
В последнее время мне всё чаще попадаются сайты, которые предлагают подписаться на свои новости. Для этого в углу под адресной строкой отображается небольшое уведомление, позволяющее принять предложение, отказаться от него или просто закрыть окошко (эта кнопка есть не всегда):
Поскольку видеть это доводилось не раз и не два, в конце-концов меня заинтересовали эти уведомления. Они оказались связанными с PUSH-сообщениями, о которых и пройдёт речь в сегодняшней статье.
Что такое push-сообщения?
Механизм работы push-уведомлений был разработан и впервые внедрён ещё в конце 90-х годов. Основным назначением технологии была (как и сегодня) оперативная доставка новостей с различных сайтов. Котировки валют на биржах, различные новости, связанные с финансовой отраслью, где скорость оповещения играла важную роль, всё это были сферы, в которых процветали push-сообщения.
К началу 2000-х основные браузеры того времени, Internet Explorer и Netscape Navigator, включили в себя поддержку приёма push-уведомлений. Однако, с развитием инфраструктуры Интернета и повышением пропускных способностей его каналов довольно малоинформативный формат push-уведомлений стал постепенно вытесняться более перспективными pull-технологиями, вроде RSS.
Главными преимуществами последних стали более информативные анонсы (особенно в версии RSS 2.0), наличие дополнительного форматирования при помощи CDATA и отсутствие необходимости настраивать отдельный сервис отправки данных. PULL-технологии позволяли пользователю самостоятельно в удобное время проверять обновления в лентах новостей и, при необходимости, повторно пересматривать нужные анонсы.
Всё это время push-уведомления использовались в различных второстепенных ипостасях. Например, для доставки сообщений в протоколах XMPP и IRC или в SMTP-протоколе для показа уведомлений о новой почте. Однако, в 2015 году Google внедрила в свой популярный браузер Chrome технологию Push API, которая позволила ему принимать push-сообщения. А, поскольку на тот момент Хром "отвоевал" почти 50% мировой аудитории пользователей, PUSH-уведомления очень быстро стали популярными!
Современные push-сообщения отображаются большинством браузеров в виде всплывающего окошка в правом нижнем углу и имеют примерно следующий вид:
С помощью таких сообщений владельцы сайта могут быстро оповестить подписчиков о выходе новой статьи со ссылкой на неё и небольшим анонсом, уведомить о проведении акции или появлении скидок на товары. Специалисты по современному маркетингу утверждают, что эффективность PUSH-уведомлений примерно втрое выше, чем у адресных EMAIL-рассылок! В общем, от push-сообщений есть польза и для подписчиков, и для владельцев сайтов, поэтому, я думаю, с этой технологией важно разобраться во всех аспектах.
Как управлять push-уведомлениями?
Как мы уже видели, подписка на push-уведомления с того или иного сайта происходит через всплывающий информер с кнопками:
Стандартных вариантов действий два: либо мы разрешаем присылать нам push-уведомления, либо блокируем их. Часто (но не всегда) есть ещё и кнопка с крестиком, позволяющая закрыть информер на странице. Её нажатие позволяет отложить Ваш выбор. При этом информер будет появляться при повторном заходе на страницу или переходе на другие страницы сайта до тех пор, пока Вы не выберите одно из основных действий (подписаться или заблокировать уведомления).
После успешной подписки мы начнём периодически (по мере появления новостей на сайте) получать push-сообщения. Как правило, оно состоит из небольшой картинки (логотипа сайта или превью новости), заголовка и краткого анонса. Клик по нему откроет страницу с полным текстом новости. Однако, есть и нестандартные уведомления, называемые Rich Push, которые содержат дополнительно более крупную картинку и/или несколько кнопок действий:
Клик по такому push-уведомлению стандартно откроет страницу публикации, однако, если Вы нажмёте на одну из дополнительных кнопок, то сможете перейти в один из специально выделенных разделов целевого сайта. Например, как на скриншоте выше: нажатие по большой картинке или телу сообщения переведёт Вас на страницу с описанием акции, а переход по кнопкам внизу сразу откроет Вам коллекцию женской или мужской одежды.
Как отписаться от push-уведомлений
С подпиской на новостные сообщения и принципом их работы, думаю, всё понятно. Осталось разобраться как можно отписаться от надоевшей (или сильно надоедающей) рассылки.
Для управления push-уведомлениями нам нужно перейти в специальный раздел настроек своего браузера. Сделать это можно как через основное меню (для Хрома: "Настройки" – "Дополнительные" – "Настройки контента" – "Уведомления"), так и более быстро, нажав на кнопку в виде шестерёнки в теле самого уведомления (если она есть, поскольку в Opera она пока не отображается).
В любом случае перед Вами откроется окно следующего вида (актуально для Google Chrome, но похожие разделы есть и в Opera ("Настройки" – "Сайты" – "Уведомления"), и в Mozilla Firefox ("Настройки" – "Приватность и защита" – "Разрешения" – "Уведомления")):
В самом верху экрана с настройками уведомлений в Хроме есть переключатель "Спрашивать разрешение перед отправкой". Если его выключить, то тем самым Вы полностью заблокируете отправку Вам push-уведомлений. Если же Вы хотите отключить только уведомления с определённого сайта, найдите его в списке "Разрешить", нажмите на три точки справа от нужного адреса и в появившемся меню кликните пункт "Блокировать".
Если Вы нажмёте "Удалить", то тоже откажетесь от push-уведомлений, но при повторном посещении сайта он вновь предложит Вам подписаться на новостную рассылку. Кстати, в Хроме не все сайты имеют менюшку в виде кнопки с тремя точками. У некоторых вместо неё отображается иконка пазла. Это означает, что сайт добавлен одним из расширений Google Chrome и, соответственно, управлять его уведомлениями можно только из самого расширения.
Как добавить push-сообщения на сайт?
В качестве пользователей, думаю, мы разобрались со всеми нюансами в работе push-уведомлений. Однако, если у Вас есть собственный сайт, возможно, Вам захочется добавить подобные уведомления и на него. Сделать это можно различными способами, но в общей сложности для работы push-сообщений нужны следующие компоненты:
- Сервер push-уведомлений. Это централизованный веб-ресурс, который получает команды на отправку уведомлений со всего мира и координирует их дальнейшую рассылку пользователям. Для каждой современной операционной системы имеется свой собственный сервер. Например, для macOS и iOS – это Apple Push Notification Service (APNS), а для Windows, Linux и Android – Firebase Cloud Messaging (FCM). Все серверы работают бесплатно.
- Сайт, с которого отправляются уведомления. Собственно, Ваш сайт, с которого Вы хотите организовать рассылку. На него Вы добавите необходимый код, который и будет формировать запросы к серверу на отправку push-сообщений.
- Программное обеспечение пользователя. Собственно, для приёма сообщений пользователем у него должны быть установлены программы, позволяющие принимать уведомления. Как правило, такими программами являются браузеры.
Как видим, из трёх необходимых компонентов для рассылки push-уведомлений нам нужно настроить только второй – свой собственный сайт. Сделать это можно напрямую или через сервисы посредников. Прямая настройка собственного сайта подразумевает ознакомление с документацией выбранного Вами сервера рассылок (APNS или FCM) и самостоятельное написание нужных скриптов. Поэтому, на мой взгляд, проще воспользоваться услугами сервисов-посредников. Тем более, что среди них есть и бесплатные!
Одним из таких бесплатных сервисов является популярный инструмент организации веб-рассылок различных форматов SendPulse. Регистрируемся на нём, в личном кабинете переходим во вкладку "Push" и жмём кнопку "Добавить сайт":
Откроется страница первичных настроек, где Вам нужно будет указать адрес своего сайта, небольшую квадратную картинку-логотип и вариант срабатывания запроса на подписку:
Основным нюансом здесь является доступность Вашего сайта по защищённому протоколу HTTPS. По простому HTTP рассылка сообщений может и не сработать. Остальные же настройки второстепенны и их можно будет впоследствии при необходимости изменить.
После установки картинки и выбора триггера срабатывания запроса переходим на "Следующий шаг":
Здесь мы получаем инструкции по поводу того, как подключить сайт к сети рассылок push-уведомлений SendPulse. Во-первых, нам нужно скопировать строчку кода, являющуюся скриптом, и вставить её перед закрывающим тегом </head> на своём сайте. Во-вторых, требуется скачать архив с ещё двумя JS-скриптами, которые нужно разархивировать и поместить в корневой каталог Вашего сайта.
Теперь зайдите на сайт через браузер, поддерживающий push-уведомления, и Вы должны увидеть предложение подписаться на рассылку. Если оно появилось, значит Вы всё правильно подключили и можете переходить к дальнейшим настройкам:
Первым делом нам потребуется настроить внешний вид и содержимое приветственного push-уведомления, которое будет появляться после успешной подписки на Вашу рассылку. Здесь Вы можете поменять логотип, задать заголовок и текст первого сообщения, либо просто выключить отправку первого уведомления и сохранить всё в неизменном виде.
Push-уведомления можно рассылать вручную (об этом чуть ниже) или автоматически. Рассмотрим пока второй вариант. Перейдём в раздел "Авторассылка" и увидим, что нам здесь доступно два варианта автоматической отправки сообщений. Первый подразумевает создания цепочки уведомлений, которые приходят автоматически в соответствии с заданным расписанием. Второй же позволяет автоматом формировать новые сообщения, беря данные для них из RSS-ленты Вашего сайта:
Учитывая то, что RSS-канал, скорее всего, у Вас уже настроен, будет удобно подключить его к системе рассылки push-уведомлений. Для этого достаточно указать ссылку на XML-файл Вашей RSS-ленты и выбрать какие сущности должны соответствовать стандартным блокам push-сообщений (если Ваша RSS-лента соответствует стандарту, то все сущности будут определены автоматически):
Из дополнительных возможностей есть функция сегментации списка рассылки, например, по используемой операционной системе, браузеру или дате подписки. Также Вы можете добавлять к push-сообщениям UTM-метки для сбора и последующего анализа статистических данных по эффективности рассылки в консоли разработчика. Наконец, в самом низу имеется опция, позволяющая ограничить количество рассылаемых уведомлений в сутки.
Ну и напоследок заглянём в раздел ручной отправки уведомлений. Для этого нужно нажать кнопку "Отправить PUSH":
Вот здесь – самое раздолье! Вручную Вы можете отправлять как стандартные уведомления так и Rich Push (кнопка "Дополнительные опции") с дополнительной большой картинкой и двумя настраиваемыми функциональными кнопками. Кроме того, у Вас есть возможность сегментировать список получателей и проводить сплит-тестирование для разных целевых групп. Ну и "на сладкое" можно производить отложенную рассылку созданных уведомлений и настраивать время жизни сообщения (от 15 минут до 24 часов).
Выводы
Несмотря на то, что push-уведомления были придуманы ещё в прошлом тысячелетии, а активно используются вот уже три года, ещё далеко не все браузеры поддерживают данную технологию. Особенно туго дело обстоит на платформе Android, где из мобильных браузеров push-сообщения может корректно отображать только Google Chrome. Однако, для повышения посещаемости веб-ресурсов (особенно коммерческого и новостного характера) внедрять push-уведомления однозначно стоит!
Другой вопрос состоит в том, что не все пользователи понимают принцип работы уведомлений. Иной раз они даже боятся, когда сообщения или предложения подписаться на них появляются на экране! Поэтому не рекомендую использовать push-технологию слишком агрессивно. Ведь никому не понравится, когда через каждые час-полчаса его будут "бомбить" новостями. Достаточно пары-тройки push-уведомлений в день, чтобы не отвлекать пользователей, но периодически ненавязчиво напоминать о своём сайте.
P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.