САПР

САПР может и такоеСАПР (система автоматизированного проектирования) — пакет программ, предназначенных для автоматизации работ по созданию 2D и 3D-чертежей.

Такие программные комплексы используются везде, где используется проектирование, от электрических схем микропроцессоров до 3D-моделей зданий.

Большинство подобных систем — платные и весьма недёшевы, но существуют и бесплатные САПР, одну из которых мы и рассмотрим в этой статье.

nanoCAD 5.1 build 2039Золотая медаль BestFREE.ru

САПР nanoCAD 5.1 build 2039
Рейтинг:
Размер:
406 МБ (инсталлятор)
Интерфейс:Русский/Английский
Платформа:
Windows XP/Vista/7/8/10 32&64-bit
Лицензия:FreeWare
Обновлено:2016-08-10
Разработчик:
Платный аналог:  
AutoCAD (от 53732 руб.)


Похожая программа: Черчение A9CAD





nanoCAD 5.1 build 2039

Бесплатная в базовой комплектации система автоматизированого проектирования (САПР) для разработки технической документации в формате DWG.

nanoCAD позволяет создавать 2D и 3D-модели любого вида, имеет интуитивно понятный интерфейс, а также поддержку наиболее распространенных форматов электронных чертежей (DWG, DXF и DWT).

Кроме этого, система имеет модульную структуру, что позволяет адаптировать рабочую среду под любое направление проектирования.

Дополнительные модули в основном платные, однако, базовая платформа, в которой есть практически все для повседневной разработки – полностью бесплатна как для физических, так и для юридических лиц!

IntelliCAD — международная DWG-совместимая платформа для множества AutoCAD-подобных САПР.

По своему интерфейсу nanoCAD напоминает либо прошлые версии AutoCAD, либо приложения, основанные на технологиях IntelliCAD, однако, в отличие от вышеупомянутых, имеет собственное программное ядро.

Наиболее близким аналогом программы является пакет GstarCAD.

Сравнение программы nanoCAD с платным аналогом GstarCAD

Особенности nanoCAD GstarCAD
Стоимость бесплатно от 10000 руб.
Работа с 2D и 3D-моделями + +
Совместимость с AutoCAD + +
Работа c таблицами + +
Поддержка пользовательских скриптов + +
Включенные ГОСТы + +/-
Модульная система + -

По сути, nanoCAD отличается от своего платного аналога кроме алгоритмов работы только встроенными государственными стандартами и поддержкой дополнительных модулей (к сожалению, платных).

GstarCAD же больше ориентирована на международные стандарты и в изначальном пакете содержит все необходимые для работы инструменты.

Регистрация на сайте nanoCAD

Сразу предупредим, что здесь всё будет непросто (спасибо разработчикам), поэтому регистрироваться нужно внимательно, соблюдая все инструкции.

Перед установкой программы необходимо получить бесплатную лицензию на свое имя.

Для этого, переходим на страницу Регистрация, заполняем все поля в колонке "Для новых пользователей" и нажимаем кнопку "Продолжить" в конце этой колонки.

Регистрация на официальном сайте nanoCAD

На указанный емейл нам придёт письмо со ссылкой для подтверждения прав на наш электронный адрес. Переходим по ссылке и снова попадаем на сайт программы.

Теперь нас просят заполнить остальные личные данные (отчество, пол, город и т.д.).

Заполнение дополнительных полей для регистрации

После заполнения поля "Номер мобильного телефона" появится кнопка "Получить код активации".

Нажимаем на неё, на странице появится новое поле "Введите код подтверждения телефона" и кнопка "Подтвердить". Затем мы получим на свой телефон смску с кодом подтверждения.

Вводим код подтверждения в новое поле и нажимаем "Подтвердить".

Интересный нюанс: при вводе цифр с цифровой клавиатуры (в правой части обычной компьютерной клавиатуры), она может внезапно отключиться. Тогда придётся вводить цифры из основного ряда, расположенного над буквами.

Если всё сделано правильно, поле и кнопка пропадут и появится надпись "Телефон успешно подтверждён".

Заполнив все поля и установив галочку "Я принимаю условия соглашения", нажимаем кнопку "Дальше" внизу страницы.

На следующей странице "Управление лицензиями", выбираем и нажимаем ссылку nanoCAD безо всяких приставок (в таблице она будет второй по счёту).

Все остальные, специализированные модули являются платными, а мы намерены установить базовую бесплатную версию.

Выбор лицензии

На странице "Управление лицензиями. nanoCAD" получаем бесплатную лицензию, нажав кнопку "Получить".

Получение лицензии

Страница обновится и на ней появится табличка с лицензионным номером и ссылкой "Скачать лицензионный файл".

Скачивание лицензионного файла

Копируем лицензионный номер в какой-нибудь текстовый файлик и сохраняем в надёжное место. Затем нажимаем на ссылку и сохраняем файл лицензии туда же. Всё это нам понадобится потом, чтобы зарегистрировать программу.

На той же странице будет инструкция, что делать дальше, и она нам говорит, что пришло время наконец-то установить заветную САПР.

Для этого нужно скачать её, либо с нашего сайта BestFREE.ru (зелёные вкладки "Скачать" ведут на страницу загрузки), либо с соответствующей страницы сайта разработчиков (ссылка на него доступна в блоке Описание на нашей странице).


Установка САПР nanoCAD

Перед тем, как начинать установку программы, следует убедиться в том, что на компьютере установлен пакет .NET Framework (желательно, последней версии). Если не установлен, то нужно его установить (например, вот отсюда).

Когда все формальности соблюдены, можно приступить к установке nanoCAD. Извлекаем из скачанного архива инсталлятор программы и запускаем его.

Появится небольшое окошко распаковки файлов программы. Через пару минут процесс завершится и откроется окно приветствия от Мастера установки. В нём никаких сюрпризов, просто нажимаем "Далее".

В следующем окне Лицензионного соглашения нужно установить галочку и снова нажать "Далее".

Ставим галочку принятия лицензионного соглашения

Следом откроется окно, которое запросит серийный номер. Это и есть тот самый лицензионный номер, который мы сохраняли в текстовый файлик после регистрации на сайте разработчиков. Заметьте, именно НОМЕР, а НЕ ФАЙЛ с расширением .lic

Копируем его из текстового файлика или со страницы лицензии и вставляем в соответствующее поле. Если он уже скопирован в буфер обмена, просто нажмите кнопку "Вставить" справа от поля.

Вставляем лицензионный номер

Нажимаем "Далее". В окне Папки назначения — снова "Далее", если нас устраивает папка по умолчанию.

Если Вы программист и собираетесь самостоятельно создавать новые инструменты и функции к nanoCAD, то в окне "Выборочная установка" можете добавить соответствующий модуль к списку установки. Если же нет, то ничего менять не нужно, просто жмём "Далее".

Выбираем модули для установки

Следующее окно позволяет выбрать, будет ли nanoCAD установлен программой по умолчанию для файлов с расширениями .dwg и .dwt.

Если других подобных программ у нас не предвидится, то лучше оставить галочку установленной. А если Вы уже используете, к примеру AutoCAD, являющийся для Вас основным чертёжными инструментом, то галочку лучше убрать.

Задать ассоциацию с форматами .dwg и .dwt

Снова нажимаем "Далее" и в следующем окне "Установить" для запуска установки. Процесс может занять несколько минут, так что придётся немного подождать.

По окончании непосредственной установки оставляем галочку "Запустить Мастер Регистрации" и нажимаем "Завершить".

В следующем окне выбираем второй пункт "Активировать лицензию", чтобы завершить регистрацию нашей копии программы.

Выбор варианта активации

И затем указываем, где именно хранится наш лицензионный файл.

Указание лицензионного файла

В следующем окне нажимаем "Готово". Установка завершена.

Интерфейс nanoCAD

Запустить установленную систему можно, воспользовавшись ярлыком на Рабочем столе или из меню «Пуск».

Поверх основного окна программы откроется рекламное окно, предлагающее скачать расширенную версию nanoCAD но ограниченную по времени 30 днями. В его левой части мы видим ссылку "Начать работу", на которую и нажимаем.

Отказываемся от ограниченной по времени версии nanoCAD

И наконец-то, перед нами главное окно nanoCAD. Начинать осваивать программу лучше всего с её интерфейса и основных принципов работы. Итак, рассмотрим это самое окно и его основные элементы.

Основное окно nanoCAD

Как и в других подобных редакторах, в nanoCAD практически все панели можно свободно перемещать и прикреплять к краям рабочего пространства в любом порядке. Это позволяет пользователю организовать интерфейс на свой вкус.

К примеру, собрать все панели инструментов слева, а панель "Свойства" перенести направо и т.д.

По умолчанию включен режим редактирования модели. Однако, чаще требуется создавать чертежи, которые будут впоследствии распечатаны на бумаге. Поэтому можно сразу переключить рабочий лист в нужный формат, от А4 до A0.

Выбор формата листа

Также, рекомендуется сразу включить панель объектной привязки в меню "Вид" — "Панели" — "Панели" — "Объектная привязка". Она поможет нам точно "цеплять" друг к другу создаваемые примитивы.

Особенности работы в CAD-системах

Здесь стоит отметить несколько интересных моментов работы в nanoCAD, перенятых им от своих знаменитых предшественников.

Во-первых, принцип работы с мышью. В обычных графических редакторах, как правило, используется нажатие и удержание левой кнопки мыши, чтобы что-то нарисовать. Отпускание левой клавиши означает завершение работы с объектом.

Контекстное меню — небольшое меню, содержащее команды, относящиеся к выбранному объекту. Как правило, оно открывается по нажатию правой кнопки мыши.

В nanoCAD, напротив, используются только однократные короткие нажатия. Первый раз нажали — начали действие. Второй раз нажали — завершили.

Либо нажали правую кнопку и в контекстном меню выбрали "Ввод" для завершения команды. То есть, здесь вообще не нужно удерживать кнопки в зажатом состоянии.

Во-вторых, это навигация с помощью колёсика мыши. Вращая колёсико на себя, мы "отдаляем" чертёж и можем видеть более полную картину. Вращая его от себя, мы приближаем ту точку, на которую нацелен указатель мыши.

Это позволяет достаточно быстро и точно перемещаться по чертежу любого масштаба.

Третья фишка — выделение объектов. Когда на чертеже большое количество объектов, очень неудобно выделять их по одному. Тогда лучше использовать выделение окном.

Для этого однократно нажимаем левой кнопкой мыши на свободном от объектов пространстве рабочего листа и двигаем мышь по диагонали влево или вправо, захватывая в окно нужные объекты.

Когда все нужные объекты захвачены окном выбора, снова нажимаем левой кнопкой на свободном месте и все объекты, попавшие в окно становятся выделенными. Над ними можно совершать какие-то общие операции, к примеру, копирование или удаление.

Но здесь есть ещё один нюанс, который стоит использовать. Обратите внимание, что выделение влево и вправо будет сопровождаться разным цветом окна. Это означает, что когда мы выделяем влево, выделенными становятся все объекты, которые хотя бы частично попали в зелёную зону.

Если же выделять вправо (синим окном), то в выделение попадают только полностью оказавшиеся в окне объекты.

Выделение синим окном

Рисование объектов

Рабочая область подготовлена, теперь давайте применим панель меню, расположенную в самом верху окна программы. Отсюда можно активировать все остальные панели, а также управлять всеми параметрами чертежа на всех этапах работы.

Для примера, нарисуем полилинию, выбрав соответствующую команду из меню.

Выбор команды в меню

Полилиния интересна тем, что является единым объектом, даже если стостоит из разных отрезков. То есть, она может включать в себя прямые и кривые линии, которые будут обрабатываться как одно целое, а не как набор независимых отрезков. Поэтому удобнее использовать именно её вместо простых линий.

Когда нужный инструмент активирован, указатель мыши примет соответствующую форму в виде перекрестия.

Нарисуем полилинией произвольную фигуру, на которой и будем тренировать наши навыки работы с программой. Для этого последовательно кликаем на рабочем поле в те места, где должны быть углы нашей фигуры.

Обращаем внимание на подсказки в виде пунктирных линий, помогающие (а иногда и мешающие :) сделать фигуру более ровной и геометрически правильной.

Если линии привязки уж очень сильно мешают, можно отключить каждый отдельный их тип в панели Объектная привязка, либо все сразу кнопкой "оПРИВЯЗКА" в самом низу окна. Там же можно включить/выключить и другие вспомогательные элементы: шаг, сетку, ортогональность и т.п.

Когда все нужные линии нарисованы, нажимаем правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбираем команду "Ввод". Наша фигура завершена.

Рисуем полилинию

В том же контекстном меню, можно на любом шаге рисования выбрать тип создаваемой части полилинии: прямая или дуга.

Текстовое меню — надёжный, но не самый удобный способ работы с объектами. Гораздо проще нажимать кнопки прямо в панелях управления, не залезая каждый раз в меню. В этих небольших панельках есть всё необходимое для создания любых фигур, от точки до штриховки.

Редактирование объектов

А теперь, давайте потренируемся редактировать нарисованные фигуры. Самый простой из доступных способов — перемещение вершин фигуры. Для этого нужно всего лишь выделить фигуру левой кнопкой мыши и перетащить её углы в желаемое положение, используя синие "точки захвата".

Если нужно перетащить сразу несколько точек не меняя их взаимного расположения, зажимаем клавишу "Shift" и выделяем их все по очереди (они станут красными). По окончании выделения хватаем за любую из красных точек и тянем куда требуется. Они будут перемещаться синхронно.

Редактирование с помощью синих ручек

Теперь попробуем перевернуть нашего угловатого "бэтмена" с помощью кнопки "Поворот". Находим эту кнопку в Панели редактирования, нажимаем и выделяем все подлежащие повороту фигуры (в нашем случае — только одну).

Для завершения выбора нажимаем правую кнопку мыши и в меню выбираем команду "Ввод". Фигура выделится пунктирной линией.

Поворачиваем выбранные фигуры

Консоль — текстовый интерфейс пользователя.

Сейчас — важный момент. Смотрим в Панель команд (она же — консоль). Там должна появиться надпись: "Базовая точка". То есть, наша САПР просит, чтобы мы указали, вокруг какой точки будет происходить вращение.

В дальнейшем, если что-то не будет получаться, первым делом стоит посмотреть Панель команд. Возможно, мы просто не понимаем, чего от нас хочет программа в тот или иной момент.

Итак, указываем на экране базовую точку (например, один из уголов фигуры), и двигаем мышь вокруг неё, пока фигура не повернётся как надо. Угол отсчитывается от направления оси X против часовой стрелки. Подтверждаем угол поворота повторным нажатием левой кнопки мыши.

Повернули фигуру

Также, нажав соответствующую ссылку в Панели команд можно повернуть фигуру на какой-то определённый, опорный угол (то есть, не от оси X, а от любого другого направления).

Либо же можно создать повёрнутую копию исходного объекта, получив таким образом сразу два объекта — исходный и повёрнутый.

Остальные инструменты редактирования работают таким же образом:

  1. Выбирается инструмент.
  2. Указываются объекты.
  3. Задаётся базовая точка.
  4. Указывается конечная точка (угол, направление или расстояние).

Точно задать угол или расстояние можно в Панели команд набором нужно числа на клавиатуре.

Нельзя пройти мимо ещё одного инструмента редактирования, который называется "Подобие". Он позволяет клонировать объект на заданное расстояние от исходного. Давайте попробуем сделать нашему бэтмену двойной контур.

  1. Нажимаем кнопку "Подобие".
  2. Вводим в консоли расстояние смещения в мм (например, 5).
  3. Подтверждаем нажатием клавиши Enter.
  4. Указываем мышкой фигуру.
  5. Указываем, в какую сторону будет проведено смещение: внутрь или наружу, ткнув в соответствующую область левой кнопкой мыши.

Вуаля. Таким образом очень удобно создавать параллельные прямые на заданном расстоянии или контуры вокруг существующих объектов (например, отмостку вокруг стены дома).

Объект, подобный исходному

Сохранение проекта

Во время работы над серьёзными проектами важно не забывать сохранять свои наработки после каждого более-менее серьёзного изменения в чертеже.

Периодически нужно сохранять проект под новым именем и на разных носителях, чтобы в случае проблем вернуться к более ранним вариантам.

Кто не усваивает этого сразу, нарабатывает свой печальный опыт самостоятельно. Порой бывает очень обидно терять месяцы работы из-за внезапного сбоя компьютера или случайного удаления проекта собственными руками.

Чтобы сохранить чертёж в nanoCAD, используйте команду меню "Файл" — "Сохранить как", либо кнопку "Сохранить" на панели управления.

NanoCAD позволяет сохранять чертежи в форматах .dwg, .dwt и .dxf, совместимых с разными версиями AutoCAD.

Если мы не планируем открывать чертёж в старых версиях этих программ, то лучше выбрать для сохранения самую свежую версию из предложенных (например AutoCAD 2013).

Пример создания чертежа детали

С основами рисования и редактирования мы разобрались. Давайте попробуем начертить какую-нибудь незатейливую деталь со штриховкой (то есть, в разрезе) и с размерными линиями. То есть, воссоздать реальный чертёж.

В Интернете нашлась подходящая деталь "Проставка", как раз на листе A4.

Чертим простую деталь

Удаляем нашего "бэтмена", чтобы освободить место для настоящей работы. Для этого выделяем ненужные фигуры мышью (или окном) и нажимаем кнопку "Удаление" на панели редактирования или "Delete" на клавиатуре.

Первым делом, нарисуем рамку для нашего чертежа, чтобы оперировать остальными элементами уже внутри неё, не заходя за границы. Для этого вспоминаем из курса черчения, что нужно делать отступы 20 мм слева и по 5 мм со всех остальных сторон.

Для листа формата A4 мы получим ширину прямоугольника: 210 — 20 — 5 = 185 мм.

Соответственно, высота будет: 297 — 5 — 5 = 287 мм.

Теперь выбираем объект "Прямоугольник" и указываем мышкой его левый нижний угол примерно в 2 см от левого края листа. Точность пока не важна, указываем приблизительно. А вместо указания противоположного угла, тыкаем в ссылку "Размеры" в консоли.

Прямоугольник для рамки

Вводим справа от появившейся надписи "Длина прямоугольника" цифры 185 и нажимаем "Enter". Там же напротив "Ширина прямоугольника" вводим 287 и снова подтверждаем "Enter".

На рабочем поле появится наш идеально правильный прямоугольник, привязанный одним углом к первой указанной точке.

Теперь нужно просто выбрать мышью, его положение, чтобы он оказался в рабочей области листа и нажать левую кнопку мыши, подтверждая его окончательную "установку".

Поскольку мы задавали первую точку не совсем точно, теперь можно подвинуть прямоугольник инструментом "Перемещение" на нужную позицию.

Для дальнейших действий нам потребуется включить объектную привязку (кнопка "оПРИВЯЗКА" внизу окна).

С помощью всего четырёх инструментов: "Полилиния", "Подобие", "Обрезка" и "Многострочный текст", можно нарисовать таблицу для штампа по всем стандартам. Действуем вот в таком порядке:

  1. Рисуем простую полилинию поверх нижней стороны нашего прямоугольника.
  2. Инструментом "Подобие" смещаем её на 5 мм вверх. Получившуюся линию снова смещаем и так 11 раз, чтобы задать все возможные горизонтальные линии таблицы.
  3. Поверх левой стороны прямоугольника рисуем новую вертикальную полилинию от угла границы до конца 11-й горизонтальной линии.
  4. Смещаем вертикальную линию вправо на 7 мм.
  5. Смещаем получившуюся линию на 10 мм и дальше по той же технологии: на 23 мм, 15, 10, 70, 5, 5, 5, 5 и 12 мм.
  6. Используем инструмент "Обрезка", удаляя лишние фрагменты линий там, где их быть не должно. Сначала указываются границы обрезки, а потом — сами обрезаемые линии. Не забываем заглядывать в консоль, чтобы лучше понять, как работает этот инструмент.
  7. Заключительный этап: вставка текстов инструментом "Многострочный текст". Высоту и шрифт надписей можно настроить в окне настройки текста, либо в панели "Свойства", а затем раскопировать готовую надпись во все похожие поля и просто поменять её содержание.

Создание штампа

Толщину полилиний можно поменять, выбрав те из них, которые должны быть жирными и указав их толщину в панели "Свойства" — "Вес линий".

Если жирной должна быть только часть линии, можно разорвать её на две отдельных инструментом "Разрыв в точке".

Одноячеечную таблицу в верхнем левом углу листа мы, пожалуй, пропустим в целях экономии времени.

Итак, нам осталось начертить саму деталь и расставить на ней штриховку, размеры и осевые линии.

Начнём с последних:

  1. Начертим полилинию там, где хотим видеть горизонтальную осевую линию.
  2. С помощью инструмента "Подобие" сместим её вверх и вниз от центра на 23.5, 31 и 37.5 мм (половины диаметров окружностей на исходном чертеже в масштабе 1:2).
  3. Вторую по счёту сверху, из получившихся линий, также сместим вверх и вниз на 4.125 (половина диаметра маленького отверстия в масштабе 1:2).
  4. Начертим вертикальную полилинию чуть левее правого края горизонтальной оси и дважды сместим её: на 15 мм и ещё раз её же на 90-100 мм.
  5. Левая вертикальная линия станет осью для фронтальной проекции детали, а две правые — боковыми сторонами для разреза.
  6. Включаем привязку и дважды поворачиваем с копированием левую вертикальную ось на 110° влево и вправо, взяв за базовую точку пересечение основных осей.
  7. Чертим окружности от пересечений осей до соответствующих направляющих, ориентируясь на привязки.
  8. Два нижних маленьких отверстия копируем с верхнего инструментом "Копирование" и устанавливаем на пересечения повёрнутых осей.

Должна получиться вот такая картина.

Задание осей и окружностей

Теперь осталось:

  1. Подрезать все лишние выступающие линии с помощью "Обрезки".
  2. Задать через "Свойства" — "Вес линии" правильную толщину и типы линий: оси — штрих-пунктиром, основные линии — пожирнее.
  3. С помощью "Разрыва в точке" отделить линии, внутри которых будет штриховка от тех, что не граничат со штриховкой.
  4. Задать штриховку.
  5. Расставить размеры.

Если с Обрезкой, "Свойствами" и "Разрывом в точке" мы уже не раз встречались, то со штриховкой всё чуть сложнее. Во-первых, для неё нужны "подходящие условия".

То есть, замкнутый контур, не пересекающийся сам с собой (он может состоять из отдельных линий или быть единой фигурой). Это мы и обеспечиваем с помощью "Разрыва в точке".

Во-вторых, нужно в специально окне выбрать объекты, которые будут её ограничивать.

В третьих, нужно задать правильный масштаб и тип, чтобы заштрихованный фрагмент не смотрелся слишком пустым или слишком затемнённым.

Выбор штриховки

Когда всё задано и выбрано, нажимаем "Ок" и оцениваем результат. Если получилось не очень, дважды кликаем на нашу штриховку и исправляем, к примеру, Масштаб или Угол.

Последним пунктом у нас идут размеры. С ними всё просто, но рекомендуется сначала добавить спецпанель со всеми типами размеров из меню "Вид" — "Панели" — "Панели" — "Размеры", на случай, если понадобится добавить какой-нибудь экзотический размер.

В панели размеров выбираем подходящий тип: "Диаметр", "Горизонтальный" или "Угловой" и кликаем в нужные точки объектов, чтобы получить готовую выноску с размерами.

Если размер не соответствует действительности (или его цвет и вид не соответствуют желаемому), корректируем его в панели "Свойства" либо двойным кликом на размере (например, если нужно добавить "полочку" для текста).

Когда все элементы на местах, проверяем, не забыто ли что-нибудь, и при необходимости, аккуратно двигаем фрагменты чертежа, чтобы они не "толпились" в одном углу.

Чертёж закончен

Таким образом, на примере простого чертёжа мы освоили основные функции бесплатной системы автоматизированного проектирования nanoCAD.

Достоинства и недостатки САПР nanoCAD

Плюсы программы nanoCAD 5.1 build 2039Плюсы:

  • БЕСПЛАТНОСТЬ (что не характерно для подобных систем);
  • поддержка стандартных форматов чертежной документации;
  • работа с 2D и 3D объектами;
  • понятный интерфейс;
  • поддержка пользовательских скриптов.

Минусы программы nanoCAD 5.1 build 2039Минусы:

  • дополнительные модули – платные;
  • менее стабильна по сравнению с AutoCAD;
  • возможна некорректная работа с некоторыми сторонними чертежами.

Выводы

Если Вам нужна САПР серьезного уровня, но платные продукты не по карману, то nanoCAD может стать прекрасным выбором. В базовом варианте приложения доступны все основные инструменты для создания чертежей.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Если Вам нужно срочно послать свой чертёж человеку, у которого не установлены никакие CAПР, то можно сделать скриншот экрана с помощью специальной программы PicPic, позволяющей делать снимки любой области экрана и даже окон с прокруткой:
https://www.bestfree.ru/soft/graph/screenshot.php



Похожие программы:

Черчение: A9CAD
Бесплатная программа для черчения, напоминающая ранние версии AutoCAD. Предназначена для быстрого создания несложных плоских чертежей.
Трехмерное моделирование объектов: Google SketchUp
Программа для несложного трёхмерного моделирования простых предметов, домов, и т.д. с минимальными усилиями и временными затратами.
Калькулятор: Чиста Калькулятор
Калькулятор с удобной формой отображения результата — вместо полоски ввода — большое окно, сохраняющее все результаты вычислений даже после выключения компьютера.
3D моделирование: 3DCrafter
Относительно простой, бесплатный редактор, позволяющий создавать объёмные сцены, 3D-объекты и полноценно анимировать их для использования в проектировании и мультипликации.
3D редактор: Blender
Мощный бесплатный 3D-редактор, позволяющий создавать трёхмерные модели, анимационные ролики и даже интерактивные 3D-игры.
Векторный редактор: Inkscape
Отличный бесплатный векторный редактор, предназначенный для создания красочных векторных изображений с минимальными затратами времени и сил.
Расстановка мебели: Sweet Home 3D
Интуитивный редактор для виртуальной расстановки мебели в произвольном помещении. Помогает без физических усилий распланировать будущий интерьер комнаты любой конфигурации.





** Задавать вопросы лучше на нашем форуме. Просто зарегистрируйтесь и создайте новую тему.

Полезный совет:



Система проверки ошибок от Mistakes.ru